меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Башня

Башня

Значение: ожидается обновление

На основе: Бакст Л.С. "Античный ужас"

“Мы осуждены умереть, чтобы дать воскреснуть новой культуре, которая возьмет от нас то, что останется от нашей усталой мудрости. Я уверен, что вы свидетели величайшего исторического момента итогов и концов во имя новой, неведомой культуры, которая нами возникнет, но и нас отметет...” Дягилев Сергей Павлович, создатель журнала «Мир искусства», один из основателей объединения «Мир искусства», антрепренер «Русских сезонов». 1905 год. Он уже упоминался, когда мы говорили о Н.С. Гончаровой. Ну а «Мир искусства» если и не упоминался почти везде, так незримо присутствовал. Как некогда  Гоцци возражал Гольдони о том, что правда искусства не равна правде кухонных перепалок, так возражал Дягилев «Товариществу передвижных выставок». Правда, прекрасно, что ему не пришлось спорить с Академией, где греки и римляне ухитрились покрыться толстым слоем пыли и поблекнуть до серости.
В «Мире искусства» художники свободно ищут источники вдохновения – от народных гуляний у Кустодиева до сомовских версальских картинок. Главное, чтобы лубок и гравюра вдохновляли, а не повторялись. Образование должно быть основой для непрерывного поиска и рефлексии в областях далеких от простого морализаторства и нарратива. Дерзкий вызов и высоко поставленная планка. Гоцци я вспомнила не просто так. Дягилев был влюблен в Венецию, ее театральность, зрелищность. Его «Русские сезоны» явно вдохновлены комедией масок. “Я так люблю Венецию, что хотел бы, подобно Вагнеру, умереть там”, - писал он в 30 лет. Рановато для смерти, но такая уж сложилась жизнь у него. Он родился в 1872 году в богатой дворянской семье. Мать умерла в родах, семья Дягилевых разорилась, когда Сергею было 18 лет, первая неудачная постановка поставила крест на карьере композитора, да еще и обнаружился гомосексуализм. На тот момент очень опасная вещь. Это был непрощаемый грех, огромный груз вины и маргинальности. Его любовники, которых он делал мировыми звездами, бросали его, его журнал разорился, объединение закрылось, Россия его не пускала к себе, братья и сын были арестованы. Но это не мешало ему все время создавать, создавать и создавать. Или наоборот, разрушать и разрушать: правила, устаревшие нормы, запылившиеся формы. Опять же голландцы пишут о нем книги: Sjeng Scheijen Diaghilev: A Life. (нужен перевод названия) где говорится, что значение Дягилева для мировой культуры невозможно преувеличить. Что это он сделал знаменитыми Пикассо и Матисса, не говоря уже о русских художниках. Что шок, вызванный «Русскими сезонами» дал толчок искусству всего мира. Хореографы и танцовщики приходят на его могилу, чтобы поставить пуанты на мрамор, в надежде на такую же славу как у Нижинского. То, что мы «в области балета впереди планеты всей» заслуга исключительно Дягилева.
Но не подумайте, что потомки ему благодарны! Работы художников можно увидеть в музеях, именем П.М. Третьякова названа галерея, а С.П. Дягилеву, перевернувшему представления об искусстве сразу в нескольких его областях до сих пор нет даже памятника или музея. Хотя впрочем, в Перми, где дом Дягилевых когда-то собирал весь цвет русского искусства и назывался «Пермскими Афинами» есть музей при школе, уж лучше бы и его не было!
С. Дягилев писал: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Но ведь его личность тоже выразилась в произведениях художников «Мира искусства», поэтому для карты я воспользуюсь работой «его» художника.
Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг) родился в семье талмудиста в Гродно. Он вольнослушателем закончил Академию художеств и совершенно был очарован аристократами С.П. Дягилевым и А.Н. Бенуа (сыном архитектора и внуком придворного метрдотеля, искусствоведом и художником).  Вначале он примыкает к объединению «Мир искусства», а потом вместе с Дягилевым начинает новый журнал «Мир искусства». Графика, сделанная для журнала прославила его. И Бенуа, и Бакст заслуживают отдельных рассказов, но я упомяну только о том, что Бакст был учителем Шагала. Основными были все-таки идеи, которые создавались в объединении и обсуждались в журнале.
«Мирискусники» отвергали современную им цивилизацию. Они считали, что культура должна в первую очередь опираться на сделанное в прошлом. Поэтому они искали идеал в античности, средневековой архитектуре, русской древней иконописи, в изяществе классического Петербурга и окружающих его дворцов. «Усталая мудрость» классического академического образования, обращенного стараниями Ренессанса к Афинам вспыхнула всей силой ее образов и смыслов в «Мире искусства». Но античная мудрость больше не нужна была в том виде, в котором ее усвоил Ренессанс, начавшийся все в той же Венеции, в столкновениях с византийской христианской усталой Грецией.

Мир Ренессанса и Просвещения стоял на пороге встречи с массовыми психическими эпидемиями, с бесчеловечностью новых войн, геноцида, манипуляций сознанием. Античный ужас разрушения культуры возвращается на плечах варваров Новейшего времени, не желающих быть рабами даже у самых утонченных и просвещенных. Утонченность считается варварами пороком, и не вовсе безосновательно, и чтобы не поддаваться порочным идеям, они заодно разрушают все остальное. В самом начале века «мирискусники» ощущают надвигающуюся грозу, но еще не знают, как повторят варвары России германцев, разрушая прекрасные усадьбы, уничтожая, а не присваивая накопленное богатство, меняя, а не изучая прекрасное искусство, так, как некогда это случилось в Риме. В предчувствии такой грозы и рождается в 1908 году полотно «Античный ужас», не столько замечательное само по себе, сколько точно отразившее самую суть настроений Мира искусства.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012