меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Дьявол

Дьявол

Значение: ожидается обновление

На основе: Бродский И.И. "Ленин на Путиловском заводе"

Не будем слишком строги к ним. Они хотели как лучше. Немного опоздали, не очень блистали, научились, закончили, но вывесок писать не хотели. Полета авангардистов усвоить не могли. Всего только-только усвоили требования передвижников. Немного опоздали, на полвека всего. Но ведь полет авангардистов и непросто было усвоить. А раз непросто усваивать, может быть, просто запретить?
И вот последний глава «Товарищества передвижных выставок» пейзажист средней руки Павел Радимов произносит речь «Об отражении быта в искусстве», где все непростые порывы объявляет вредными и ненужными народу. И организует в 1922 году АХРР (Ассоциацию художников революционной России).
«Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата».
Вскоре АХРР становится АХР, потеряв не то Россию, не то революционность в названии, а через десять лет и вовсе Союзом художников СССР, единственно верным объединением, как единственно верной была КПСС.
Вглядитесь в эти лица, не стоит их рисовать, достаточно фотографии, она прекрасно «запечатлела» все необходимое.
1
В середине – сын Репина, второй слева – автор той работы, которую я взяла для карты. Основная заслуга И.И. Бродского – обширная лениниана. Портреты всегда были заработком тех, кто получил это самое образование, как вывески – заработком тех, кто не получил. Особенно и не за что его ругать. Написал один раз Ленина, обеспечил себя работой на всю жизнь, большой квартирой в центре Ленинграда, должностью директора Академии художеств. Редкий случай, когда дьявол оплатил все сполна. Возможно, что художнику и не очень противно было вечно писать портреты, соревнуясь с набиравшей силу фотографией.
Чуковский пишет о нем зло: «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“. ..И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил.  <…> чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …» (Чуковский К. Дневник 1901-1909. М., 1991., с. 370—371)
О К.И. Чуковском потом тоже писали зло. Вот это вообще то место, где вроде бы все и есть, но у всех в сердцах зло. Все кругом виноваты, хоть и беды нет. Никто и понять уже не может, где же в чем его несвобода, мешающая получать радость от всех этих честно выданных за верную службу вещей. А ведь начиналось-то неплохо. Звали сбросить оковы и построить новый мир, в котором все будет: большие квартиры, картины в них, вкусная еда и удобный сон.
И вот убедительно точная по смыслу работа - «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе». Ленин, наконец-то, неважен, не в нем дело. Вся суть в этой серой массе крепких затылков, которые слушают, соглашаются, готовятся в бой. Все под гипнозом одного, страшного, того, что теперь тиражируется, тиражируется и тиражируется больной кистью художника. 1
Ну и „Расстрел коммунистов в Баку“ ужасен и пошл невообразимо. Не просто плохо, а очень плохо. И это директор академии художеств! Все вернулось на круги своя, только вместо Христа теперь положено писать Ленина, а вместо древних греков – рабочих и колхозников.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012