На основе: Бродский И.И. "Ленин на Путиловском заводе"
Не будем слишком строги к ним. Они хотели как лучше. Немного опоздали, не очень блистали, научились, закончили, но вывесок писать не хотели. Полета авангардистов усвоить не могли. Всего только-только усвоили требования передвижников. Немного опоздали, на полвека всего. Но ведь полет авангардистов и непросто было усвоить. А раз непросто усваивать, может быть, просто запретить?
И вот последний глава «Товарищества передвижных выставок» пейзажист средней руки Павел Радимов произносит речь «Об отражении быта в искусстве», где все непростые порывы объявляет вредными и ненужными народу. И организует в 1922 году АХРР (Ассоциацию художников революционной России).
«Наш гражданский долг перед человечеством — художественно-документальное запечатление величайшего момента истории в его революционном порыве. Мы изобразим сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и героев труда… Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата».
Вскоре АХРР становится АХР, потеряв не то Россию, не то революционность в названии, а через десять лет и вовсе Союзом художников СССР, единственно верным объединением, как единственно верной была КПСС.
Вглядитесь в эти лица, не стоит их рисовать, достаточно фотографии, она прекрасно «запечатлела» все необходимое.
В середине – сын Репина, второй слева – автор той работы, которую я взяла для карты. Основная заслуга И.И. Бродского – обширная лениниана. Портреты всегда были заработком тех, кто получил это самое образование, как вывески – заработком тех, кто не получил. Особенно и не за что его ругать. Написал один раз Ленина, обеспечил себя работой на всю жизнь, большой квартирой в центре Ленинграда, должностью директора Академии художеств. Редкий случай, когда дьявол оплатил все сполна. Возможно, что художнику и не очень противно было вечно писать портреты, соревнуясь с набиравшей силу фотографией.
Чуковский пишет о нем зло: «… я взялся писать о Репине и для этого посетил Бродского Исаака Израилевича. Хотел получить от него его воспоминания. Ах, как пышно он живёт — и как нудно! Уже в прихожей висят у него портреты и портретики Ленина, сфабрикованные им по разным ценам, а в столовой — которая и служит ему мастерской — некуда деваться от „расстрела коммунистов в Баку“. ..И самое ужасное, что таких картин у него несколько дюжин. Тут же на мольбертах холсты, и какие-то мазилки быстро и ловко делают копии с этой картины, а Бродский чуть-чуть поправляет эти копии и ставит на них свою фамилию. Ему заказано 60 одинаковых „расстрелов“ в клубы, сельсоветы и т. д., и он пишет эти картины чужими руками, ставит на них своё имя и живёт припеваючи. Все „расстрелы“ в чёрных рамках. При мне один из копировальщиков получил у него 20 червонцев за пять „расстрелов“. Просил 25 червонцев.
Сам Бродский очень мил. <…> чтобы покупать картины (у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.), чтобы жить безбедно и пышно, приходится делать „расстрелы“ и фабриковать Ленина, Ленина, Ленина. Здесь опять таки мещанин, защищая своё право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией. …» (Чуковский К. Дневник 1901-1909. М., 1991., с. 370—371)
О К.И. Чуковском потом тоже писали зло. Вот это вообще то место, где вроде бы все и есть, но у всех в сердцах зло. Все кругом виноваты, хоть и беды нет. Никто и понять уже не может, где же в чем его несвобода, мешающая получать радость от всех этих честно выданных за верную службу вещей. А ведь начиналось-то неплохо. Звали сбросить оковы и построить новый мир, в котором все будет: большие квартиры, картины в них, вкусная еда и удобный сон.
И вот убедительно точная по смыслу работа - «Выступление В. И. Ленина на Путиловском заводе». Ленин, наконец-то, неважен, не в нем дело. Вся суть в этой серой массе крепких затылков, которые слушают, соглашаются, готовятся в бой. Все под гипнозом одного, страшного, того, что теперь тиражируется, тиражируется и тиражируется больной кистью художника.
Ну и „Расстрел коммунистов в Баку“ ужасен и пошл невообразимо. Не просто плохо, а очень плохо. И это директор академии художеств! Все вернулось на круги своя, только вместо Христа теперь положено писать Ленина, а вместо древних греков – рабочих и колхозников.
|