На основе: Серебрякова З. "Купальщица"
Самая светлая карта колоды Таро, говорит нам о надежде. О том, что в небе сияют звезды, а жизнь начинается каждое утро, что от нас зависит, каким будет день. По традиции на ней должна быть прекрасная женщина. Купальщица Зинаиды Серебряковой возвращает нас к античности, с чистым восхищением перед красотой человека и мира.
Зинаида Серебрякова происходит из большой семьи, в которой много известных имен. Сын метрдотеля Луи Жюля Бенуа (1772—1822) Николай Леонтьевич был известным архитектором, его два сына были тоже архитекторами. Третий сын Александр Бенуа был художником и искусствоведом, я уже упоминала его, а дочь Екатерина – художником-графиком и женой известного скульптора Евгения Лансере. В этой семье есть и еще художники, архитекторы, актер Питер Устинов. Дочь Екатерины - Зинаида Серебрякова.
Мир большой семьи, рода всегда женский мир. Мать – его основа. И неудивительно, что почти все написанное Зинаидой либо женщины, либо дети. Это взгляд женщины на себя, первое узнавание. Часто в ее работах встречается мотив зеркала. Ее первая прославившаяся работа – автопортрет перед зеркалом называется «За туалетом».
Несмотря на потрясения и революционные изменения искусство Серебряковой глубоко традиционно. Быть может, краски стали чуть ярче, чем было принято в той, еще до передвижников Академии, хотя если вспомнить Брюллова и Венецианова, то и не стали. Одно только существенное качественное отличие: она – женщина, пишет женский мир, смотрит своим женским взглядом. В этом взгляде нет никакого вызова, революции, взрыва, все глубоко, спокойно, тихо. Будто и нет вокруг войны и разрухи, нет страданий и бедствий, только прекрасная, могучая жизнь.
Зинаида Лансере вышла замуж в 1905 в возрасте 21 год за инженера Серебрякова, родила четверых детей, в 1919 овдовела, в 1924 получила большой заказ в Париже, уехала и не смогла вернуться. Двое старших сыновей смогли приехать к ней в Париж через несколько лет, а дочери остались в России. Одна из них стала художницей во МХАТе, встретилась с матерью в 1960-м в Париже, в 1965 году в России прошли две ее большие выставки, а в 1967 она умерла.
То, что Серебрякова делала во Франции, нас не очень интересует. Славянские мифологические темы, которые появились у нее понемногу, там были и не нужны и невозможны. Женственность в западном феминистическом разливе тоже не очень совпадала с представлениями художницы. Поэтому она осталась вся в серебряном веке, рядом с «Миром искусства», Ахматовой и Пастернаком, в той утраченной утонченной вселенной, которая разрушилась под напором революции.
Но навсегда ли она утрачена? Умерла ли живопись? Умерло ли чувство восхищения сияющим миром, полным света, воздуха и красок, в котором мы живем?
Нет, возвращаются смыслы, возвращаются чувства, вновь и вновь жизнь восстанавливает свои права на радость и благоговение перед ее неиссякаемой силой.
|