меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Маг

Маг

Значение: ожидается обновление

На основе: Рерих Н.К. "Автопортрет"

Николай Константинович Рерих (1874 – 1947), несмотря на его тесные отношения с другими художниками, занимает особое место в русском искусстве рубежа веков. Он сразу же был отмечен своими преподавателями, выпускную картину «Гонец» 1 купил П.М. Третьяков, заметил Лев Толстой, похвалы и награды буквально сыпались на молодого еще человека, он стал академиком Академии художеств, возглавлял объединение «Мир искусства», был всегда чрезвычайно успешен и вполне социален как в России, так и позже в Америке и еще позднее в Индии, заявлял, что мир спасет красота и главное в его жизни это – искусство, но для большинства его имя связано не столько с необычной манерой живописи, немного похожей на Гогена и Сезанна, а с мистической школой Агни-йоги.
Можно долго обсуждать верность или неверность его учения, но отрицать маргинальность его приверженцев невозможно. Как бы прекрасна ни была его теория, каким бы сложным не казался созданный им мир, все же это мир замкнутый, пронизанный чудесами и тенями, мир Мага, Волхва из одноименного романа. Воздействие этих теней и искр на мир  - магическое, завораживающее, ведущее в мир фантазий и снов.
Что создавал Рерих помимо картин: Новую страну, Единую Азию или просто служил ОГПУ, нашел ли свою Шамбалу, Беловодье, Агартхи или просто собрал прекрасные этнографические материалы? Его называли Учителем, Антихристом, главой мирового масонства и аватаром.  А он сравнивал себя с одиноким медведем. Биографы пишут о нем диаметрально противоположные биографии. Но магический, волшебный мир Заморских гостей, индийских пейзажей и монгольских закатов до сих пор пленяет души, обещает им всемогущество с помощью чуда, слова и тайного знания.
Однако это всемогущество будет только иллюзией. Волшебный мир невозможно засеять пшеницей и собрать урожай, в нем Маг всегда одинок, но в отличие от одинокого Отшельника не ищет своих смыслов, которые потом используют люди, а только фантазирует, строит и разрушает воздушные замки из облаков.
В основу взят автопортрет Рериха. На переднем плане – магические предметы из его работ. Конь счастья (в качестве кубка), Меч Гэсера, Учитель учителей (в качестве посоха или магического жезла) и Гуга Чохан, индийский князь в качестве символа богатства и процветания. 1 Когда-то я испытала настоящий катарсис, внезапно поняв живопись Рериха. До него нарративные до предела работы Васнецова, Сурикова, западных классиков держали в плену мое воображение. Мне нравился рассказ в картинке, а не живопись. Мне важно было как индейцу у Джека Лондона, чтобы на холсте была какая-нибудь история, которую можно пересказать. Мне нравились боги и богини, короли и принцессы. У Рериха не было принцесс и героев, не было понятных рассказов, почти не было людей и животных, одни горы. Но все же я чувствовала необходимость понять его, от его работ исходил некий спокойный вызов моему детскому сознанию. Я без особого удовольствия листала его альбом, но однажды - хлоп! Отчетливо поняла, что именно это и есть изображение волшебной страны. Что все остальное – вранье, ведь на любимых мной раньше, до «хлоп», картинах мир точно такой же, как и вокруг меня, а у Рериха – волшебный! После этого мне стало проще понимать ту живопись, которая не подстраивалась к моему глазу, не выдавала мне фотографий или историй.

 

 

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012