меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Справедливость

Справедливость

Значение: ожидается обновление

На основе: Эль Лисицкий "Портрет Татлина за работой"

Оппонент Малевича, не менее (даже более!) известный на Западе, во всяком случае, многое там, на Западе, изменивший, Владимир Евграфович Татлин родился в Москве 16 декабря 1885 года. Его отец – дворянин, но род так давно обеднел, что ему пришлось работать инженером-технологом на государственных железных дорогах. Это тот случай, когда сословные ценности давно утрачены, когда границы между мещанством, дворянством  и купечеством стерлась, а ставка вполне современно делается на знание, технологии, предприимчивость. Среда, из которой происходил Татлин, порождала все самые новые идеи. Наступающая диктатура пролетариата подразумевалась диктатурой машинного производства. Человек в таких условиях должен быть мобилен, легко обучаем, не привязан к традиции. Такими стали люди в XX веке. Владимир в 14 лет сбегает из дому, чтобы отправиться в свободное плавание. Поступает юнгой на пароход, пишет иконы в артели, работает в театре помощником декоратора, делает сам бандуры и хорошо на них играет. Бандура – инструмент легендарный, фантастический! В 17 лет Татлин решил учиться на художника, в Москве не получилось, отчислили, зато Пензенское училище закончил. Когда учился в училище, познакомился с авангардистами в Москве и выставлялся с «Союзом молодежи», «Ослиным хвостом» и «Бубновым валетом». Свое искусство поначалу тоже называет, как и Филонов – аналитическим.
За границу в Берлин выбраться ему удалось в качестве бандуриста на русской кустарной выставке 1914 года. Оттуда смотался в Париж, побывал у Пикассо, оценил пространственные коллажи, или не был, сам придумал что-то подобное, но в любом случае сразу после возвращения устроил выставку «синтезостатичных композиций», абстрактных работ из дерева, металла, картона. Через год показал «Живописный рельеф 1915 года» с элементами кинетизма.
 Сразу же сделалася неформальным лидером футуристов, в 1917 Хлебников предложил ему войти в «Правительство Председателей Земного шара». Татлин увлекается вещами, материей и властью над ней с помощью чертежа, линейки и циркуля. В 1927 году он пишет статью «Художник – организатор быта». Это название вполне может характеризовать его убеждения, а название статьи «Проблема соотношения человека и вещи. Объявим войну комодам и буфетам» могло бы быть его девизом. Теперь то, чем он занимался, называется  «конструктивизм».
Д. Сарабьянов  пишет о нем: “С самого начала он наметил путь к конструктивизму, будучи «великим мастеровым» – в отличие от «великого пророка» Малевича или «великого духовника» Кандинского”. Дадаисты утверждали, будто в уничтожающую насмешку, что Татлин оказал на них основное влияние, зато описывая Баухаус, Татлина вспоминают не всегда, хотя именно Баухаус  – его продолжение.
Дадаисты утверждали бессмысленность и жестокость существования, стремились разрушить любую эстетику, объявляли врагами логику и рациональность, а в Баухаусе искали соотношения человека и вещей, новые рациональные точные формы, создавали новую архитектуру и дизайн для массового производства.
«Все для всех и хорошего качества» – вот так приблизительно звучит новая «правда-справедливость», утверждаемая матросами и солдатами в Советской Республике. Вчерашние крестьяне, согнанные с земли и от этого ставшие пролетариями, хотят жить в удобных домах среди красивых вещей. А Татлин, утверждая их правду, проповедует дизайн – массовое производство дешевых, но красивых вещей. Он свято верит в науку и технику, и заражает этой математической верой всех вокруг. Представления о красоте сложных, текучих линий, дорогого ручного производства не для него. Ведь несправедливо, когда для создания вещи одного человека должны работать многие!
Его идеи становятся надолго законами, нормами для всей создаваемой в России материальности. А на Западе его монумент, показывающий единение всех людей мира, искусствоведы называли Падающей башней, Вавилонской башней, предсказанием падения СССР. Но художники, инженеры и архитекторы пользовались его эстетикой и формами для своих маяков и башен, вполне рациональных и долговечных. 1
Татлин мог бы стать пророком, жрецом новой коммунистической религии, но его интересовала математика, архитектура, форма и материя, точность и порядок. Чтобы связать Татлина с Баухаусом я использую картину Эль Лисицкого «Татлин за работой», поскольку Эль Лисицкий распространитель идей авангарда, работал с Малевичем, был супрематистом, много преподавал, в том числе и в Германии времен Баухауса и распространял идеи авангарда.

Супрематисты и конструктивисты были и остаются иконами для всех студентов-архитекторов. Это благодаря их идеям архитектура стала такой, какой она есть сейчас, избавившись от навязчивого ордера и ускользнув от неимоверной сложности, трудоемкости и пафосности модерна. Я училась на архитектора. Сегодня то, что было провидческими поисками, стало методами обучения студентов. Нормой, правилом, законом, схемой. И это справедливые, настоящие законы., в них нет удобства только для Татлина или только для его группы, в них найдены правила, удобные всем. И как это ни удивительно, они еще и простые, будто сама Справедливость продиктовала художнику правильный путь.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012