меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Влюбленные

Влюбленные

Значение: ожидается обновление

На основе: Корин П.Д. "Северная баллада"

Если бы я оставалась только внутри личных впечатлений, то и следующий аркан был бы посвящен Нестерову. У него есть маленькая и камерная работа «Два лада». Молодая пара, лук у юноши, два лебедя, гармония и загадочная темная вода. 1 Но эта картина будто не дописана. Набросок, замысел, черновик. Как останавливала она меня когда-то в Нижегородском художественном музее, как я огорчалась, что она недостаточно большая. Как хотелось такой сказки, но более развернутой, убедительной. И наверное, не я одна так чувствовала, если ученик  М.В. Нестерова Павел Корин написал свой вариант царственной пары.
Павел Дмитриевич Корин родился в Палехе, в семье потомственных иконописцев, в эпоху невероятных открытий, метаний и поисков, и решил в одиночку удержать все традиции сразу. Он пишет «Русь православную», пейзажи, пытается продолжать нестеровские и ивановские традиции живописи. Новая власть откликается на его усилия, потому что ей достаточно быстро понадобились и традиции, и основания для себя. Вполне пролетарское происхождение художника очень удобно, так же как и его глубокие поиски вслед за Нестеровым. Прямая линия от всего русского искусства прежних веков видна очень хорошо, это, несомненно, его ствол, а не боковые веточки. К художнику в мастерскую захаживает Горький, хвалит. И даже помогает советом:  переименовать «Православную Русь» в «Русь уходящую» и таким способом сделать работу вполне законной. А образы Александра Невского и других исторических фигур были необходимы государству. У художника много заказов, он пишет портреты, оформляет вестибюль станции «Комсомольская», для новой России нужны новые герои. Их стоит отыскать в старой-престарой истории и узаконить в новой. Собрать все ценное, упорядочить, приспособить к новым условиям. Но кроме героев старых нужны и новые смыслы. Само собой все революционные идеи по поводу свободной беспорядочной любви никак не годятся для строителей коммунизма. Потому что если беспорядочна любовь, то откуда в остальном взяться порядку? Семья снова становится важным институтом. Вряд ли художник сознательно понимает происходящий откат к традициям. Он и не уходил от них никуда, так же как его предки.
И вот нестеровская пара в нестеровском пейзаже у Корина вдруг приобретает эпическое звучание. Два вполне зрелых человека стоят на пороге чего-то нового. Мужчина предлагает, женщина обдумывает. Или предлагает земля, а мужчина обсуждает. Важное решение, будущее свершение. Вот так рождается фронтир, осваиваются новые дикие земли. В Америке – запад, в России – север. «Северная баллада» называется работа. Обозначен смысл поисков и революций: на земле и в небе много места, которое нужно обжить и обустроить. Север, холодный, суровый и беспощадный, пустынная Сибирь, Арктика, космос – вот направления новой экспансии молодой страны. Да, собственно, и не очень новой. Она и прежде шла на север и восток, эта страна. Не туда, где много чужих богатых домов, а туда, где нет никого, грабить некого, можно только строить дома для будущих детей, семей, рода. Конечно, если думать только об экспансии, то Рабочий и Колхозница сильнее покажет идею. Но на что может опереться, от чего оттолкнуться такой порыв? Для Корина, хоть и живописца в нескольких поколениях, но все же крестьянина, очевидна опора на семью, род, и любовь, порождающую семью и род. Это коренные понятия. Его не собьешь с дороги странными видениями, его мистика эпична.

Но мне не хватало таинственной, мистической птицы, с которой в России так много связано представлений о любви. И тогда я вспомнила скромного друга Нестерова, о котором он писал: "Рыловых природой отпускается очень, очень скупо".  А.А. Рылов – художник очень талантливый, но и очень земной. Отчасти его учитель Архип Куинджи повлиял на его восприятие мира, но все же его радость никогда не становится восторгом, а печаль – страданием. Одна из самых его эмоциональных работ посвящена как раз лебедям, летящим в весеннем небе. «В голубом просторе» - нежная метафора влюбленности. Фрагментом из этой  работы я дополнила композицию Корина.1

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012