На основе: Корин П.Д. "Северная баллада"
Если бы я оставалась только внутри личных впечатлений, то и следующий аркан был бы посвящен Нестерову. У него есть маленькая и камерная работа «Два лада». Молодая пара, лук у юноши, два лебедя, гармония и загадочная темная вода. Но эта картина будто не дописана. Набросок, замысел, черновик. Как останавливала она меня когда-то в Нижегородском художественном музее, как я огорчалась, что она недостаточно большая. Как хотелось такой сказки, но более развернутой, убедительной. И наверное, не я одна так чувствовала, если ученик М.В. Нестерова Павел Корин написал свой вариант царственной пары.
Павел Дмитриевич Корин родился в Палехе, в семье потомственных иконописцев, в эпоху невероятных открытий, метаний и поисков, и решил в одиночку удержать все традиции сразу. Он пишет «Русь православную», пейзажи, пытается продолжать нестеровские и ивановские традиции живописи. Новая власть откликается на его усилия, потому что ей достаточно быстро понадобились и традиции, и основания для себя. Вполне пролетарское происхождение художника очень удобно, так же как и его глубокие поиски вслед за Нестеровым. Прямая линия от всего русского искусства прежних веков видна очень хорошо, это, несомненно, его ствол, а не боковые веточки. К художнику в мастерскую захаживает Горький, хвалит. И даже помогает советом: переименовать «Православную Русь» в «Русь уходящую» и таким способом сделать работу вполне законной. А образы Александра Невского и других исторических фигур были необходимы государству. У художника много заказов, он пишет портреты, оформляет вестибюль станции «Комсомольская», для новой России нужны новые герои. Их стоит отыскать в старой-престарой истории и узаконить в новой. Собрать все ценное, упорядочить, приспособить к новым условиям. Но кроме героев старых нужны и новые смыслы. Само собой все революционные идеи по поводу свободной беспорядочной любви никак не годятся для строителей коммунизма. Потому что если беспорядочна любовь, то откуда в остальном взяться порядку? Семья снова становится важным институтом. Вряд ли художник сознательно понимает происходящий откат к традициям. Он и не уходил от них никуда, так же как его предки.
И вот нестеровская пара в нестеровском пейзаже у Корина вдруг приобретает эпическое звучание. Два вполне зрелых человека стоят на пороге чего-то нового. Мужчина предлагает, женщина обдумывает. Или предлагает земля, а мужчина обсуждает. Важное решение, будущее свершение. Вот так рождается фронтир, осваиваются новые дикие земли. В Америке – запад, в России – север. «Северная баллада» называется работа. Обозначен смысл поисков и революций: на земле и в небе много места, которое нужно обжить и обустроить. Север, холодный, суровый и беспощадный, пустынная Сибирь, Арктика, космос – вот направления новой экспансии молодой страны. Да, собственно, и не очень новой. Она и прежде шла на север и восток, эта страна. Не туда, где много чужих богатых домов, а туда, где нет никого, грабить некого, можно только строить дома для будущих детей, семей, рода. Конечно, если думать только об экспансии, то Рабочий и Колхозница сильнее покажет идею. Но на что может опереться, от чего оттолкнуться такой порыв? Для Корина, хоть и живописца в нескольких поколениях, но все же крестьянина, очевидна опора на семью, род, и любовь, порождающую семью и род. Это коренные понятия. Его не собьешь с дороги странными видениями, его мистика эпична.
Но мне не хватало таинственной, мистической птицы, с которой в России так много связано представлений о любви. И тогда я вспомнила скромного друга Нестерова, о котором он писал: "Рыловых природой отпускается очень, очень скупо". А.А. Рылов – художник очень талантливый, но и очень земной. Отчасти его учитель Архип Куинджи повлиял на его восприятие мира, но все же его радость никогда не становится восторгом, а печаль – страданием. Одна из самых его эмоциональных работ посвящена как раз лебедям, летящим в весеннем небе. «В голубом просторе» - нежная метафора влюбленности. Фрагментом из этой работы я дополнила композицию Корина. |