меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Миръ

Мир

Значение: ожидается обновление

На основе: Левитан И.И. "Над вечным покоем"

Вот и закончен круг. И мы вновь вернемся к передвижникам, к идеям, предшествующим всем тем страстям и игре смыслов, которые прошли перед нами причудливой чередой. Время сказать, что как для поэзии несомненен Пушкин, так и для живописи безусловен Исаак Ильич Левитан. Он вошел в учебники русской речи как урок русской жизни, русских веры, надежды и любви. Мир, который мы видим перед собой, наполненный светом или пасмурный, фон для наших жизней, лучше всего удался Левитану.
Он родился в образованной, но бедной еврейской семье. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. Отчаянно голодал, был выслан как еврей из Москвы, не получил диплома художника по той же причине. Был во Франции и Италии, но по-настоящему любил Волгу. Его картина «Над вечным покоем»  называлась «самой русской» из всех написанных на русскую тему. В его случае как-то особенно чувствуется, что слово «русский» - прилагательное.
Александр Бенуа пишет о нем: «… высочайшее умение не поддается определению словами. Оно остается тайной, звуком того колокола в андерсеновской сказке, благовест которого доносится из обозримого леса, хотя сыскать коий не дано благоразумным исканиям филистеров. И вся поэзия Левитана, в чем, в сущности, она заключается? Ежедневные, практически ничтожные ничтожные темы; немалая дорога, лесок, весна, талый снег - разве не писалось это все и до него, не станет ли писаться до бесконечности, до полного пресыщения? Слишком мало ли у нас было честных дизайнеров за прошедшие 20 лет, слишком мало ли непосредственных этюдов? Впрочем, расстояние меж Левитаном и прочими грандиозное - целая незаполнимая бездна. Левитан - правда, то, что непосредственно необходимо, то, что непосредственно предпочитаешь, то, что дороже всего на свете».
И в другом месте: «Москва дала в 1880-x и 1890-x годах еще несколько художников, которые способствовали, рядом с Левитаном, созданию русского пейзажа. Все эти мастера были тесно сплочены с Левитаном, и определить их обоюдные влияния невозможно. Это был один общий очаг, в котором горели и зажигались друг об друга разные художественные индивидуальности. Правда, пламя Левитана было самое яркое и видное среди них, но нельзя сказать, чтоб именно оно зажгло остальных или чтоб оно было вызвано другими. Нестеров и в особенности В.А. Серов и К.А. Коровин были, рядом с Левитаном, этими создателями типичного русского пейзажа.»
Но нужен ли нам Бенуа, когда мы замираем будто на краю волжского обрыва над маленькой церковкой? Кто не понимает, что вот именно здесь и есть это вечное состояние русской души, пристально вглядывающейся в неосвоенные дикие просторы. На краю земли, на рекой Итиль, там, где видно, как мчится хрупкий голубой шарик земли сквозь черные космические бездны, построен крошечный храмик, убежище, точка опоры. Начало нового города, новой страны, нового расширения, без которого жизнь не может обойтись.

В Нижнем Новгороде у памятника В.П. Чкалову над Волгой всегда много людей стоит и смотрит за реку, на бескрайние леса, в небесные бои туч, в просторы космоса. Никто не удивляется, почему они все стоят спокойно и смотрят. Это какая-то жизненная потребность, душевный витамин. Отражение нашей готовности сразиться со стихиями, с вечной бескрайней пустотой.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012