меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Умеренность

Умеренность

Значение: ожидается обновление.

На основе: Пиросманишвили Н.А. "Рыбак"

Самое время отдохнуть от гениев и вспомнить тех неисчислимых и забытых, кто тоже был художником, но не попался ни одному влиятельному критику, художнику или меценату на глаза. Тех, кто писал портреты купцов и лавочников, лубки, вывески. Не смог выучиться, но все равно жил искусством, не начал ни одного «изма», но просто следовал за своим внутренним зовом.
Бывает, что их работы вдруг оказываются нужны как чистый источник духа и вдохновения. Отыскали, например, картины таможенника Руссо, восхитились, повесили в музеи и назвали примитивизмом или наивным искусством. Отыскали Пиросмани, повесили в Третьяковку.
Считается, что кубизм Пикассо начался с изучения африканских народных художников. Тоже безымянных, но сумевших отыскать образы, поразившие великого художника. Пикассо ни минуты не был наивным, с детства он знал цену себе, искусству, обществу. Но это знание очень вредно действует на душу, поэтому он изучал работы тех, кто был наивен, кто работал из одной потребности высказаться, шел за зовом, звучащим глубоко изнутри.
Наивным был Николай Асланович Пиросмани.
Михаил Ларионов заметил его работы, разрекламировал, ввел на него моду. Но это не изменило ничуть тихую жизнь художника, далекую от столичных страстей. Он говорил, что его кистью водит дух, что сам он ничего не придумывает, только воплощает. В своей среде он считался беспокойным и неумеренным, что неудивительно. Разве художник может сравниться в умеренности с сапожником, проживающим жизнь в лавке на рынке, или с тихим рыбаком, часами ждущего своей рыбки на берегу?! Но в среде художников он был сапожником, проживающим жизнь в провинциальном Тбилиси. Он никогда не был за границей, не поступал в Академию художеств, не ездил с фиолетовым лицом по Елисейским полям как Наталья Гончарова. Рассказывают легенду, что однажды он потратил все свое состояние на певицу Маргариту, усыпав ее розами. Но было ли это на самом деле или позже придумано теми, кто не очень мастерски попытался раскрасить этими розами уже самого художника, нам неизвестно.
Зато мы можем посмотреть на «Рыбака» Пиросмани в Третьяковке. Рядом с огромными пышными полотнами он выглядит достойно и спокойно. На дешевой черной клеенке написан дешевыми красками простой человек. Но почему-то он держит внимание и чувства, мимо него трудно просто пройти. Рядом с этим полотном появляются героические и мистические мысли и воспоминания.

Не взлетая в беспредельный простор, не погружаясь в бездну, Нико Пиросмани добивается напряжения, отыскав нужный ритм и нужное место. Точку между водой и землей, днем и ночью, светом и тьмой, в которой  что-то стучит в спокойном знакомом ритме. Рыбак ловит души на удочку искусства, ставит метку тишины и сосредоточенности и выпускает назад в бурные житейские воды.

 

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012