меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

 

Репин

И.Е. Репин "Садко у Морского царя"

Ярошенко

Н.А. Ярошенко "Всюду жизнь"

Шут

Шут

Значение: Пребывание в неизвестности. – Жертва. – Невинность бытия. – Страдание. – Ослепление невежества. – Непонимание. – Надежда на Божью волю.

Фигура Шута в русской культуре не слишком самоценна, ей в наследство от старой Византии достался юродивый, безумный религиозный странник, и он же - голос праведности. Со времен «Бориса Годунова» А.С. Пушкина юродивый в русской культуре также – и образ противостояния истинной, божьей правды, ощущаемой народом с неправедной властью. Это избранничество социального падения, ради откровения и несения истины народу. Юродивый на этой карте взят с картины В.И. Сурикова «Боярыня Морозова», иллюстрирующей один из трагических эпизодов русской истории, связанной с церковным расколом.
Юродивый, с двоеперстным, старинным православным знамением, сидит здесь на фоне храма. Он был построен в честь взятия царем Иваном Грозным (которого мы увидим на карте «Император») Казани, столицы Казанского ханства. Согласно распространенной легенде архитекторы собора были ослеплены по приказу царя, чтобы больше никогда не смогли возвести ничего подобного или более великолепного. Легенда не аргументированная источниками, однако популярная в русской исторической мифологии. Хотя официальное его название «храм Покрова, что на Рву», то есть он посвящен празднику Покрова Богородицы  (его деревянный предшественник назывался Троицким и был посвящен св. Троице или «Иерусалимским»), но повсеместно и до самых сих пор он называем в народе «храмом Василия Блаженного», в честь известного в те времена юродивого и чудотворца Василия Нагого (1469-1552), похороненного возле стены храма (к нему, по легенде, незадолго до смерти приходили царь Иван Васильевич, прозванный позже Грозным, со своей первой, любимой женой Анастасией.).
Достаточно причудливо, но явно связана тема жертвенности с этим храмом в русской истории: мемориальный храм убиенного царя Александра II (царя – освободителя, отменившего крепостное право в России в 1861 году) в Петербурге, известный как Спас на Крови (официальное его название Храм Воскресения Христова), построен по образу храма Василия Блаженного.
В 1698 году в Москве случился бунт стрелецких полков (профессионального военного сословия в Московской Руси того времени). Военачальники подавили его, казнив 130 бунтовщиков, выпоров кнутом 140, остальных же (до 2000) сослав по городам и монастырям. Однако вернувшийся в Москву новый «грозный царь», Петр Алексеевич, начал новый «великий розыск», с пытками и казнями (воеводе Шеину, слишком «мягко» обошедшемуся со стрельцами Петр отрежет бороду в знак позора). Было казнено около 2000 стрельцов, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 (преимущественно малолетние члены семей). При этом пятерым стрельцам царь Петр отрубил голову лично. Об этом много писали современники. Следствия и казни продолжались еще около 10 лет. Стрелецкие полки, не участвовавшие в восстании, были расформированы, а люди с семьями сосланы по разным городам России. В.И. Суриков в 1881 году пишет картину «Утро стрелецкой казни» и выставляет ее на очередной выставке «Товарищества передвижных художественных выставок». Значительная картина, обозначающая разрыв и трагический конфликт между народом и властью. Народ представлен на картине семьями стрельцов, в момент перед трагической гибелью их отцов, мужей и дедов – на фоне храма юродивого Василия Блаженного. Власть – в правой части картины (и карты) – молодой Петр I (сам переживший в детстве стрелецкий бунт с убийством своих близких и родичей) в окружении молодых соратников, тех, кто будет помогать ему строить «новую Россию». Им визуально аккомпанирует одна из башен Московского Кремля, иерархическая государственная вертикаль против земли, «крови и почвы». И лишь безымянный «святой» юродивый на карте вопрошает, призывает, подает знаки.

От дизайнера.
Что такое передвижники для всех нас? Это картинки в школьных учебниках и в школьных плакатах. В них тыкали указкой строгие учительницы, рассказывая о том, как плохо жили люди до революции. Выжимали слезу с помощью сентиментальной Перовской «Тройки», пугали пытками в царской охранке и каторгой с помощью репинского «Не ждали», изумляли бедно одетыми детьми Богданова-Бельского. Ну и до кучи шел Суриков, как иллюстрация не к ближней, а к дальней истории. Разин, Меньшиков, Суворов и стрельцы сплетались в яркуюисторическую сказку, воспитывали любовь к отеческим гробам. И именно работы Сурикова своей впечатляющей яркостью и эмоциональностью выбрасывали нас из скучных рациональных уроков в мир мифа, в недетские сказки. Для многих это была дверь в знакомый с детства и наглухо закрытый в школе мир.
Мне хочется сказать два слова о тех художниках, которые в силу академического образования, старались твердо держаться реальности, ни на шаг не отступать от рационального, но все же вольно или невольно соскальзывали в сторону мистического, понимая, что представления о добре и зле в обществе поменялись. Так, например, скептик из скептиков Репин, оказавшись впервые за границей, в Париже, в чужом и опасном  культурном пространстве, неожиданно пишет сказочный сюжет «Садко у Морского царя». На картине Садко, похожий на самого художника, из подводной глубины  с священным ужасом наблюдает процессию причудливых соблазнительных дев, и отыскивает глазами в их толпе свою родную русскую Чернавку. Сегодня мы бы сказали - выброс бессознательного. Но все же Репин еще не может встать в ряд мистиков, который я попробую начать с Сурикова.
Василий Иванович Суриков (24 января 1848, Красноярск — 19 марта 1916, Москва) происходит из семьи красноярского казака. Двоюродный брат его деда был атаманом Енисейского казачьего полка и однажды в бурю вытащил на берег за бечеву плот с людьми. За этот подвиг рядом расположенный остров на Енисее назвали Атаманским. Отец у художника умер рано, и учился Суриков на деньги красноярского мецената. Академию закончил с золотой медалью, вступил в «Товарищество передвижных выставок» и начал писать на темы русской истории. Суриков вполне реалистичен. Однако благодаря попытке проникнуть именно в «русский дух», в стихию народных, глубинных представлений, он наталкивается на глубоко мистические корни этих представлений, и потрясенный, пишет сюжет о боярыне Морозовой. В картине еще нет глубины, но есть уже глубокое изумление художника от неистовости человеческого духа. Мне кажется, что эта работа как нельзя лучше идет к карте начальной, где еще нет Пути, а только желание такового. Тем более, что образ юродивого в этой работе стал классикой мирового искусства.
В качестве опасности на пути Дурака я использован Петр I и плаха с другой работы Сурикова «Утро стрелецкой казни», а в качестве  животного, толкающего Дурака в движение, голубей с картины передвижника Н.А. Ярошенко «Всюду жизнь»,  как самой яркой иллюстрации идей и настроений передвижников.
В России достаточно равнинный пейзаж, чтобы скалистая пропасть могла отвечать роли опасности. Зато отношение маленького человека и власти как нельзя лучше отражает конфликт стихий и пробуждающегося разума.
Когда я раздумывала над образом карты, я была в дороге. И мне стало ясно, что дорога в России не совсем то же, что дорога в Европе. Отправиться куда-то без цели никак не считается у нас дурацким поступком, другое дело брякнуть "всю правду" власть имущим. Собственно столкновение со стихией власти у меня тоже происходило два раза. В первый раз это были гаишники, которые загородили от нас светофор и немедленно оштрафовали за проезд на красный, сами не понимая, зачем им это нужно, зачем нам это нужно. А во второй - тетка из службы занятости, которая послала меня на вакансию, где нужно знать китайский язык. В России государственные службы чрезвычайно неорганично устроены. Большую часть законов и установлений мы ощущаем как дождь или снег  - непонятно, неприятно, стихийно, опасно. Для нас дурацкий шаг - начать бунтовать.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012