меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Иерофант

Иерофант

Значение: ожидается обновление

На основе: Нестеров М.В. "Видение отроку Варфоломею"

Вот как странно переплетаются сословия в этой истории. Сын священника Васнецов – монархист, воспевает дворянство. Сын бедного сельского учителя Кустодиев – восхищен купечеством. Сын богатого, интеллигентного купца Михаил Васильевич Нестеров основную часть своего творчества посвящает священникам. В его работах монахи, схимники и схимницы,  скиты, батюшки и пустынники живут неспешной духовной жизнью. И такой же неспешной, нешумной жизнью живет в его работах русский пейзаж. Нестеров создал свою специальную оптику для русской природы. Чаще всего на его работах ранняя осень, не солнечная, смиренно-спокойная. Нередко просторные виды над излучинами больших рек. Слабые березки, рябинки, елочки, начинающиеся сумерки: часы раздумья, покоя, примирения с бытием. И неудивительно, что в эти часы художник искал сосредоточие русской души. Его картина «Пустынник» стала событием и дала двадцатишестилетнему художнику финансовые средства увидеть Италию, Германию, Францию, Австрию. И там, на цветущем Капри, он начинает самую важную, самую глубокую свою работу «Видение отроку Варфоломею».  Вернувшись из-за границы он поселился неподалеку от Троице-Сергиевой лавры, основанной Сергием Радонежским, бывшим отроком Варфоломеем, и начинает работу. Место, где он работает, расположено рядом с Абрамцевым, дачей художников на тот момент. А до покупки этого имения Мамонтовым, бывшего дачей литераторов. Аксаков, предыдущий владелец, был первым русским бытописателем. Его  называли учителем многие русские писатели. В том числе и Гоголь, который даже жил у Аксакова в Абрамцево. Необыкновенное место. Вид из Абрамцева и становится пейзажем «Видения».
Стоит ли говорить о том, что значит Сергий Радонежский для России? Вдохновитель Куликовской битвы, основатель Троице-Сергиевой лавры, настоящий духовный вождь, не принявший в то же время власть даже в Церкви, отказавшись стать митрополитом. Его пишут и другие художники, есть и иконы. И вот Нестеров ставит перед собой задачу написать духовного вождя нации, и неожиданно пишет его ребенком. Конечно, в житии любого святого что-нибудь да есть о детстве, но поставить вот так детский образ как самый яркий и важный в жизни могучей духовной фигуры, это неожиданно, сложно и глубоко. Позднее художник попытается расшифровать свой выбор, напишет монументальное полотно «Душа народа», напишет на нем ««Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3), но в нем нет и десятой доли напряжения «Видения».
Когда-то я специально ездила из Нижнего Новгорода в Москву, в Третьяковку только для того, чтобы постоять у этой работы. Совсем не зная, кто это – отрок Варфоломей, я без мыслей просто пропитывалась атмосферой чуда и внутренней концентрации, состоянием единства природы и мальчика, дальних храмов и леса, внутренней и внешней тишиной и лучезарностью. Это была атмосфера фильмов Тарковского, книг И. Ефремова, журнала «Наука и жизнь», умных папиных разговоров и загадочного Академгородка, которого я никогда не видела, но была уверена – там именно все так и есть. 1
На картине два пресвитера. Один - неизвестный, вышедший из леса, то ли призрак, то ли ангел, второй - будущий пресвитер, хоть и ребенок, но достойный чуда, видения, знамения. Между ними – храм в руках и храм в замысле. Вместе они – один пресвитер. Человек, в долгом диалоге с собой создающий нормы жизни на поколения после него. Как точнее передать углубленность в себя, но не отрешенность от земных нужд, чем через образ некой начальной и конечной точки пути. Потому что Сергий диктует закон не властью, а именно своим путем, прожитой жизнью, сделанными делами.  Одно из них: Сергий Радонежский объединил русскую землю. И не приняв власть, он сделал во многом невидимым положение духовного лидера в России. Пустынники, скитники, старообрядцы, святые старцы, скрытые фигуры, промежуток, пауза – вот с тех пор содержание папского трона в России. И даже появление яркого энергичного патриарха Никона сопровождается появлением равной ему по силе фигурой – протопопом Аввакумом, сохраняя таким образом позицию промежутка для истины. Никто не знает всей правды, она рождается в обсуждении, в диалоге, в согласии разных людей, место на вершине пирамиды свободно, общество управляется общим размышлением и обсуждением. Что-то подобное еще одной работе Нестерова, где в сложной беседе идут рядом Павел Флоренский и Сергей Булгаков. 1 Позиция Иерофанта рождается в понимании сумеречной его природы, в невозможности постигнуть Божественный порядок во всей его полноте, а только вечно приближаться к нему, пытаясь проводить этот порядок, а не устанавливать своей грешной волей.

И вот загадка Нестерова для меня – его внутреннее согласие с произошедшим переломом истории. Он неожиданно принимает революцию. Матросы и колхозники не появляются в его работах, зато появляются ученые. Невидимый и сложный случается в нем синтез. Напряженная духовность святой Руси вдруг преобразуется в не менее духовный поиск исследователей мира, в портреты Ивана Павлова, Щусева А.В., Северцева А.Н.,  Юдина С.С,. Он не изменяет себе, но меняются герои и их настроение. Очень характерна «Девушка у пруда». На ней все та же знаменитая нестеровская девушка. Но уже не та опечаленная, ушедшая от мира девушка, которыми наполнены все его предыдущие полотна. Горький верно говорит о ней : «О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.»

1

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012