На основе: Нестеров М.В. "Видение отроку Варфоломею"
Вот как странно переплетаются сословия в этой истории. Сын священника Васнецов – монархист, воспевает дворянство. Сын бедного сельского учителя Кустодиев – восхищен купечеством. Сын богатого, интеллигентного купца Михаил Васильевич Нестеров основную часть своего творчества посвящает священникам. В его работах монахи, схимники и схимницы, скиты, батюшки и пустынники живут неспешной духовной жизнью. И такой же неспешной, нешумной жизнью живет в его работах русский пейзаж. Нестеров создал свою специальную оптику для русской природы. Чаще всего на его работах ранняя осень, не солнечная, смиренно-спокойная. Нередко просторные виды над излучинами больших рек. Слабые березки, рябинки, елочки, начинающиеся сумерки: часы раздумья, покоя, примирения с бытием. И неудивительно, что в эти часы художник искал сосредоточие русской души. Его картина «Пустынник» стала событием и дала двадцатишестилетнему художнику финансовые средства увидеть Италию, Германию, Францию, Австрию. И там, на цветущем Капри, он начинает самую важную, самую глубокую свою работу «Видение отроку Варфоломею». Вернувшись из-за границы он поселился неподалеку от Троице-Сергиевой лавры, основанной Сергием Радонежским, бывшим отроком Варфоломеем, и начинает работу. Место, где он работает, расположено рядом с Абрамцевым, дачей художников на тот момент. А до покупки этого имения Мамонтовым, бывшего дачей литераторов. Аксаков, предыдущий владелец, был первым русским бытописателем. Его называли учителем многие русские писатели. В том числе и Гоголь, который даже жил у Аксакова в Абрамцево. Необыкновенное место. Вид из Абрамцева и становится пейзажем «Видения».
Стоит ли говорить о том, что значит Сергий Радонежский для России? Вдохновитель Куликовской битвы, основатель Троице-Сергиевой лавры, настоящий духовный вождь, не принявший в то же время власть даже в Церкви, отказавшись стать митрополитом. Его пишут и другие художники, есть и иконы. И вот Нестеров ставит перед собой задачу написать духовного вождя нации, и неожиданно пишет его ребенком. Конечно, в житии любого святого что-нибудь да есть о детстве, но поставить вот так детский образ как самый яркий и важный в жизни могучей духовной фигуры, это неожиданно, сложно и глубоко. Позднее художник попытается расшифровать свой выбор, напишет монументальное полотно «Душа народа», напишет на нем ««Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3), но в нем нет и десятой доли напряжения «Видения».
Когда-то я специально ездила из Нижнего Новгорода в Москву, в Третьяковку только для того, чтобы постоять у этой работы. Совсем не зная, кто это – отрок Варфоломей, я без мыслей просто пропитывалась атмосферой чуда и внутренней концентрации, состоянием единства природы и мальчика, дальних храмов и леса, внутренней и внешней тишиной и лучезарностью. Это была атмосфера фильмов Тарковского, книг И. Ефремова, журнала «Наука и жизнь», умных папиных разговоров и загадочного Академгородка, которого я никогда не видела, но была уверена – там именно все так и есть.
На картине два пресвитера. Один - неизвестный, вышедший из леса, то ли призрак, то ли ангел, второй - будущий пресвитер, хоть и ребенок, но достойный чуда, видения, знамения. Между ними – храм в руках и храм в замысле. Вместе они – один пресвитер. Человек, в долгом диалоге с собой создающий нормы жизни на поколения после него. Как точнее передать углубленность в себя, но не отрешенность от земных нужд, чем через образ некой начальной и конечной точки пути. Потому что Сергий диктует закон не властью, а именно своим путем, прожитой жизнью, сделанными делами. Одно из них: Сергий Радонежский объединил русскую землю. И не приняв власть, он сделал во многом невидимым положение духовного лидера в России. Пустынники, скитники, старообрядцы, святые старцы, скрытые фигуры, промежуток, пауза – вот с тех пор содержание папского трона в России. И даже появление яркого энергичного патриарха Никона сопровождается появлением равной ему по силе фигурой – протопопом Аввакумом, сохраняя таким образом позицию промежутка для истины. Никто не знает всей правды, она рождается в обсуждении, в диалоге, в согласии разных людей, место на вершине пирамиды свободно, общество управляется общим размышлением и обсуждением. Что-то подобное еще одной работе Нестерова, где в сложной беседе идут рядом Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Позиция Иерофанта рождается в понимании сумеречной его природы, в невозможности постигнуть Божественный порядок во всей его полноте, а только вечно приближаться к нему, пытаясь проводить этот порядок, а не устанавливать своей грешной волей.
И вот загадка Нестерова для меня – его внутреннее согласие с произошедшим переломом истории. Он неожиданно принимает революцию. Матросы и колхозники не появляются в его работах, зато появляются ученые. Невидимый и сложный случается в нем синтез. Напряженная духовность святой Руси вдруг преобразуется в не менее духовный поиск исследователей мира, в портреты Ивана Павлова, Щусева А.В., Северцева А.Н., Юдина С.С,. Он не изменяет себе, но меняются герои и их настроение. Очень характерна «Девушка у пруда». На ней все та же знаменитая нестеровская девушка. Но уже не та опечаленная, ушедшая от мира девушка, которыми наполнены все его предыдущие полотна. Горький верно говорит о ней : «О каждой нестеровской девушке думалось: она в конце концов уйдёт в монастырь. А вот эта девушка — не уйдёт. Ей дорога в жизнь, только в жизнь.»
|