меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Колесо Фортуны

Колесо Фортуны

Значение: ожидается обновление

На основе: Малевич К.С. "Черный квадрат"

Тяжелая судьба, забвение и новое открытие для художников не слишком большая редкость. Они не понаслышке знают о колесе Фортуны, о взлетах и падениях. Но есть и такие, которые хотят взлететь выше Солнца, а теряют даже могильный камень.
В 1913 году в Петрограде ставится опера «Победа над солнцем». Авторы заявляют: «Мы собрались, чтобы вооружить против себя мир! Пора пощечин прошла: Мы хотим, чтобы наши противники храбро защищали свои рассыпающиеся пожитки. Пусть не виляют хвостами, они не сумеют укрыться за ними. Мы приказывали тысячным толпам на собраниях и в театрах и со страниц наших четких книг, а теперь заявили о правах баячей и художников, раздирая уши прозябающих под пнем трусости и неподвижности».
Парадоксальное солнце над подмостками горит в виде черного квадрата. Тогда эта идея вспыхнула впервые. Идея заменить естественный круг и естественный ход вещей усилием могучей воли человека искусственным созданием, квадратом. Опера поразила всех. Вслед за ней вскоре была написана и картина «Черный квадрат». После ее появления на выставке Александр Бенуа написал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен Мадонны». А автор работы Казимир Малевич назвал новое направление в искусстве «Супрематизм» (от лат. supremus – наивысший, главенствующий). В 1917 году он считает себя «Председателем пространств» и пишет: «Через меня проходит та сила, та общая гармония творческих законов, которая руководит всем».
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве в 1879 году в семье управляющего сахарным заводом. В семье было девять детей, Казимир – старший. Он учился рисовать в художественной школе, немного работал чиновником в Курске, в 1901 году уехал в Москву и окунулся в художественную жизнь. У него уже было двое детей, но единственное, чем он занимался, была живопись. Его ждали падение, голод, нищета. Вскоре его брак распался. Через несколько лет он женился второй раз на детской писательнице Софии Рафалович. На этот раз деньги на жизнь добывает жена. Снова взлет Колеса, но пока художника больше ругают, чем покупают. После Октябрьского переворота он работает в ИЗО Наркомпроса, ведает закупкой картин, преподает. Взлет продолжается. Родившуюся дочь он называет Уна в честь созданного им объединения УНОВИС (утвердители нового искусства) В 1919 году он уезжает в Витебск к Шагалу на пару лет и там ему удается создать настоящую школу. Еще выше взлет Колеса. С этим опытом в 1921 Малевич открывает в Питере Гинхук – Государственный институт художественной культуры и пишет Завет про сотворение беспредметной живописи. В 1923 году у него умирает жена. Колесо пошло вниз. В 1925 у него новый роман, взлет, и в 1927 он женится снова. В 1926 разгоняют его институт, но в 1927 у него поездка с выставками по Германии, Польше, США. В 1929 выставка в Третьяковке, а в 1930 он арестован как шпион, через год отпущен и возглавляет Лабораторию по изучению современного искусства, а в 1933 заболевает и умирает в 1935. Похороны художника превращаются в роскошное театральное действие. Шествия с прахом прошли по двум городам – Питеру, где он умер, вдоль всего Невского и Москве, от Ленинградского вокзала до Донского крематория. Гроб был специальный, супрематический, около него стоял почетный караул художников, над ним висел «Черный квадрат». Урну похоронили под огромным дубом в чистом поле  под Москвой, а памятник был сделан в виде куба с черной гранью.  Во время войны дуб спилили, памятник потеряли, а работы Малевича продаются за десятки миллионов долларов, и скандалы вокруг его имени и работ никак не утихнут.
В своей среде он считался малообразованным. И уж всяко выскочкой. Почти как Ван-Гогу подходила ему легенда о внезапной сногсшибательной славе, везении, успехе благодаря одному таланту, отмеченности судьбой. Нельзя отрицать пластической силы его работ, энергии и активности красок и колорита. Так же поражают и бессвязные, но вдохновенные тексты. Но хоть король-живопись и умер, по словам великого Малевича, но, оглянитесь-ка, жив вполне себе король, царствовал и царствует. Не тот, что прежде? Быть может, и не тот, да трон-то никуда не делся. Крутилось и крутится колесо судьбы, взлет, паденье, слава, забвенье, хотите пророчеств, прорывов, революций – держитесь подальше от обода. Как бы ни хотелось взлететь повыше, а поближе к серединке, к серединке.
Эх. Свободна ли я от заманчивой фантазии: «одним талантом», «вдруг заметили», «самый успешный художник», «мировая слава», «самый известный на западе»? Вот не ваше дело!!

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012