меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Повешенный

Повешенный

Значение: ожидается обновление

На основе: Шагал М.З. "Падающий ангел"

До этой карты все художники, включая Татлина, хоть и влияли на западное искусство, но принадлежали все-таки русскому. Сейчас мы перейдем к тем, о которых сложилась поговорка: «Великий художник должен родиться в провинции, а умереть в Париже». Марк Захарович Шагал умер не совсем в Париже, в деревне Сен-Поль в Приморских Альпах неподалеку от Ниццы в 1985 году в возрасте 98 лет. Понятно, что Париж был слишком беспокойным для старого мэтра. Но жил и творил он во второй половине жизни в Париже.
Всю свою жизнь он писал городок, в котором родился: Витебск, писал о нем еще и стихи, и рассказы. В Витебске он учился живописи у Пэна, в Витебске работал в школе Пэна. А еще учился у Н.К. Рериха и Л. Бакста. Однажды и навсегда женился, правда, был второй брак, после смерти жены, но считать первую жену умершей он так и не стал никогда. В 1923 из беспокойной России он перебрался в Париж, в 1941 из беспокойной Франции перебрался в США, в 1947 вернулся во Францию, в 1973 побывал в России. В биографии еще был роман, если можно так назвать связь с экономкой, сразу после смерти жены. Девушке было 30, а ему 58, родился мальчик, но брак не получился. Смотреть со стороны – спокойная во всех отношениях приятная жизнь. Смотреть на творчество – страдание и боль, ну и любовь, конечно.
На картинах Шагала часто можно обнаружить какое-нибудь летящее существо, летают люди, лошади, петухи, ангелы. Его лучшие работы, на которых есть жена Бэла, тоже о полете.
1 1 1 На картине «День рождения» художник взлетает над Бэлой, на картине «Прогулка» Бэла как воздушный шарик летит над художником, на картине «Влюбленные над городом» летят уже оба, на картине «Скрипач» скрипач кончиком сапога касается крыши, но не опирается на нее.
Но давайте всмотримся в этот полет. В нем никогда нет движения, в нем есть некое зависание между небом и землей. Приподнялась фигура, воспарила и висит себе, ждет чего-то или просто проживает жизнь, наслаждается жизнью, ну хорошо, хорошо, страдает! Тут уместно вспомнить распятия, которые писал Шагал. На них-то фигура точно страдает, вместе со всем еврейским народом, перенесшим Катастрофы. 1
«Я прожил жизнь в предощущенье чуда», - пишет о себе Шагал. Где-то здесь в двух шагах откровение рун, воскресение, принятая жертва.
И в любом случае художник очень много работает, этого у него не отнимешь. Не бросается подражать никаким модным новшествам как его соперник Пикассо, даже в молодости всегда верен себе. Зато у него благодаря этому тьма подражателей. Мистическое зависание между небом и землей стало чуть не каноном для всех, кто не готов нырнуть глубже, во тьму, под землю, и не способен вырваться выше, в голубой простор, в небеса, к опаляющему крылья солнцу. Сюрреализм без обнаженности и предельной боли Фриды Кало, фантазии, мечты, дремы, dream-art. Если читателю захочется увидеть всех тех, о ком здесь написано, кроме Альфонса Мухи, ему достаточно будет прийти в Третьяковку, а если ему захочется понять влияние Шагала, то нужно будет зайти в многочисленные галерейки ЦДХ (Центрального Дома художника в Москве на Крымском валу), и он вполне насладится летящими лошадьми, задумчивыми сказочными домиками, теплой детской фантастической живописью.

Но та работа, которую я взяла для карты, называется «Падающий ангел» и написана в год отъезда из России. Фигура на этот раз висит вниз головой и испугана. Слева на картине уходящий еврей, он оглядывается на городок, распятие над городком, женщину с ребенком, скрипку над крышей (образ, взятый из Шолом-Алейхема), но время пришло, гнездо разорено, ангел падает. У Врубеля Демон упал совсем, поломал крылья и разум художника, у Шагала все будет хорошо, вскоре ангел снова развернется вверх головой, будет снова парить-висеть над Парижем, Берлином, Нью-Йорком, вечно. 1 А нам можно почувствовать Повешенного здесь в разных вариантах.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012