меню  
Главная Вступление Об авторах
Шут Отшельник Сила Старшие арканы Младшие арканы

Шут
Маг
Жрица
Императрица
Император
Иерофант
Влюбленные
Колесница
Сила
Отшельник
Колесо Фортуны
Справедливость
Повешенный
Смерть
Умеренность
Дьявол
Башня
Звезда
Луна
Солнце
Страшный суд
Мир

Сила

Сила

Значение: Испытание себя. – Невозможность избежать ситуации. –Силовое противостояние. – Ролевая игра. – Напряженность отношений. – Инстинктивное улаживание конфликта. – Давление и противодействие. – Сдерживание. – Ритуальное очищение. – Прохождение через стихию.

Конь – одно из наиболее мифологизированных животных в славянской традиции. Это атрибут высших языческих богов и христианских святых, и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смерти, проводник на «тот свет». Сюжет «купания коня» также достаточно ритуален. «Ночное» - обозначение ночных выпасов лошадей мальчиками 8-12 лет. Традиция имела как прагматические, социальные причины – обучение мужскому крестьянскому труду, обхождению с лошадьми, так и ритуально-инициационные. Возрастное испытание символически связано также и с древним маскулинным обрядом «посажения на коня», что означало переход ребенка от власти матери под власть отца. Важным элементом взросления мальчика было умение преодолевать свой страх, чему способствовали и сами условия ночных выпасов табунов. Рассказывались страшные истории, устраивались традиционные для «мальчиковых» подростковых компаний проверки смелости, храбрости и ловкости.
Красный конь – зверь божественный (как Красное Солнышко) и инфернальный (как пламя адское). Пришло время юной душе народа отправиться в свое «ночное», кормить и купать Красного коня… (Купание в традиционной культуре, это также ритуальное действие – очищающее душу и тело, но и формирующее его. Потому нагота мальчика на картине естественна, это инициационный шаг вхождения обоих в новый мир.)

От дизайнера

Образ был понятен всем. В грозовом мире конца XIX века могучий красный конь несомненно означал стихию народного гнева, поднимающуюся из самых глубин страны. Когда-то эту стихию обуздал Сергий Радонежский, направил ее на ордынских работорговцев, и кончилось трехсотлетнее иго. И опять чудилось всем, смотрящим на полотно на выставке «Мира Искусства» в 1912 году, что невинный отрок справится со стихией, бестрепетной рукой проведет коня-Россию через все испытания. Обветшавшая монархия вспыхнет чистым пламенем, а на пепелище поднимутся дворцы нового дивного мира. Мы все сразу станем как дети и войдем в царствие небесное. Детская, невинная душа, освобожденная от условностей дряхлых правил, удержит власть над всякими страстями и обрадуется.
В некотором смысле так оно и случилось. Случилось жертвенное пламя над дворянскими гнездами, случились дворцы нового мира, дворцы культуры, дворцы пионеров. Спор о том, удержался ли невидимый сильный духом в седле или Россия рухнула в грязь и безобразие лагерей и уравниловки, не только не утихает до сих пор, но разгорается все ярче.
Петров-Водкин был уверен в мальчике-наезднике, в коне, в стране. Картину он написал в 1912 году вскоре после возвращения из Франции, где обучался в нескольких частных академиях.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - сын сапожника. Его рисунки увидел известный архитектор Р.Ф. Мельцер, увез мальчика в Петербург и дал ему хорошее образование в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова и в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Затем художник работал и продолжал учебу в Москве и Париже. Немного подражал в ранних работах Матиссу, Сезанну, Пюи де-Шаванну, но монументальная сила «Купания красного коня» сразу же обозначила совершенно особое место художника в русском искусстве.
Почему конь, а не лев обуздывается в карте «Сила», стоит ли объяснять? Не водятся львы в холодной России, волки и медведи несут другие значения, а яростный бешеный зверь, требующий укрощения, это всегда дикий конь. "И вечный бой, покой нам только снится, взметая пыль, Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль..." Медведя можно либо завалить, либо с ним подружиться, укротить можно только коня. Кони живут даже на иконах. Георгий Победоносец на таком же красном коне побеждает змея. Конь вдохновляет все народное искусство. В необъятной стране конь не просто транспорт, он ее символ, ее стихийная сила. Обращенная к степным и лесным своим просторам Россия грезит о свободных конских табунах, летящих от края до края. Конь – кормилец крестьянина и спаситель дворянина на поле боя. Он выводит ямщика сквозь метель к жилью. В России совсем недавно жили еще кочевники-коневоды. Очарованный странник у Н.С. Лескова заражается у них и любовью к коням, и причастностью к миру хаоса, к темным родникам души.
Полотно соединяет в себе могучую силу иконописи с порывом нового искусства. Это органный заключительный аккорд призывов к пробуждению народного сознания. Дальше уже ничего не могло продолжаться ровно и привычно, что-то непоправимо, радикально и тотально должно было измениться. Через два года началась Первая мировая война, после которой рухнули четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Через пять в России восставший народ взял власть в свои руки.
Петров-Водкин неплохой художник, но только пророческая мощь «Красного коня» выводит его в разряд великих творцов.

(с) Лиманова Алена, Бедненко Галина, 2010-2012