Конь – одно из наиболее мифологизированных животных в славянской традиции. Это атрибут высших языческих богов и христианских святых, и одновременно хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смерти, проводник на «тот свет». Сюжет «купания коня» также достаточно ритуален. «Ночное» - обозначение ночных выпасов лошадей мальчиками 8-12 лет. Традиция имела как прагматические, социальные причины – обучение мужскому крестьянскому труду, обхождению с лошадьми, так и ритуально-инициационные. Возрастное испытание символически связано также и с древним маскулинным обрядом «посажения на коня», что означало переход ребенка от власти матери под власть отца. Важным элементом взросления мальчика было умение преодолевать свой страх, чему способствовали и сами условия ночных выпасов табунов. Рассказывались страшные истории, устраивались традиционные для «мальчиковых» подростковых компаний проверки смелости, храбрости и ловкости.
Красный конь – зверь божественный (как Красное Солнышко) и инфернальный (как пламя адское). Пришло время юной душе народа отправиться в свое «ночное», кормить и купать Красного коня… (Купание в традиционной культуре, это также ритуальное действие – очищающее душу и тело, но и формирующее его. Потому нагота мальчика на картине естественна, это инициационный шаг вхождения обоих в новый мир.)
От дизайнера
Образ был понятен всем. В грозовом мире конца XIX века могучий красный конь несомненно означал стихию народного гнева, поднимающуюся из самых глубин страны. Когда-то эту стихию обуздал Сергий Радонежский, направил ее на ордынских работорговцев, и кончилось трехсотлетнее иго. И опять чудилось всем, смотрящим на полотно на выставке «Мира Искусства» в 1912 году, что невинный отрок справится со стихией, бестрепетной рукой проведет коня-Россию через все испытания. Обветшавшая монархия вспыхнет чистым пламенем, а на пепелище поднимутся дворцы нового дивного мира. Мы все сразу станем как дети и войдем в царствие небесное. Детская, невинная душа, освобожденная от условностей дряхлых правил, удержит власть над всякими страстями и обрадуется.
В некотором смысле так оно и случилось. Случилось жертвенное пламя над дворянскими гнездами, случились дворцы нового мира, дворцы культуры, дворцы пионеров. Спор о том, удержался ли невидимый сильный духом в седле или Россия рухнула в грязь и безобразие лагерей и уравниловки, не только не утихает до сих пор, но разгорается все ярче.
Петров-Водкин был уверен в мальчике-наезднике, в коне, в стране. Картину он написал в 1912 году вскоре после возвращения из Франции, где обучался в нескольких частных академиях.
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин - сын сапожника. Его рисунки увидел известный архитектор Р.Ф. Мельцер, увез мальчика в Петербург и дал ему хорошее образование в классах живописи и рисования Ф. Е. Бурова и в петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица. Затем художник работал и продолжал учебу в Москве и Париже. Немного подражал в ранних работах Матиссу, Сезанну, Пюи де-Шаванну, но монументальная сила «Купания красного коня» сразу же обозначила совершенно особое место художника в русском искусстве.
Почему конь, а не лев обуздывается в карте «Сила», стоит ли объяснять? Не водятся львы в холодной России, волки и медведи несут другие значения, а яростный бешеный зверь, требующий укрощения, это всегда дикий конь. "И вечный бой, покой нам только снится, взметая пыль, Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль..." Медведя можно либо завалить, либо с ним подружиться, укротить можно только коня. Кони живут даже на иконах. Георгий Победоносец на таком же красном коне побеждает змея. Конь вдохновляет все народное искусство. В необъятной стране конь не просто транспорт, он ее символ, ее стихийная сила. Обращенная к степным и лесным своим просторам Россия грезит о свободных конских табунах, летящих от края до края. Конь – кормилец крестьянина и спаситель дворянина на поле боя. Он выводит ямщика сквозь метель к жилью. В России совсем недавно жили еще кочевники-коневоды. Очарованный странник у Н.С. Лескова заражается у них и любовью к коням, и причастностью к миру хаоса, к темным родникам души.
Полотно соединяет в себе могучую силу иконописи с порывом нового искусства. Это органный заключительный аккорд призывов к пробуждению народного сознания. Дальше уже ничего не могло продолжаться ровно и привычно, что-то непоправимо, радикально и тотально должно было измениться. Через два года началась Первая мировая война, после которой рухнули четыре империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская и Османская. Через пять в России восставший народ взял власть в свои руки.
Петров-Водкин неплохой художник, но только пророческая мощь «Красного коня» выводит его в разряд великих творцов.
|